"Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы бойынша білім бөлімі Талапкер ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Талапкер отдела образования по  Целиноградскому району управления образования Акмолинской области"

"Как подготовить учащихся к жизни в меняющемся развивающемся мире". Школьный психолог: Саткулова К.С.

Как подготовить учащихся к жизни в меняющемся развивающемся мире

Воспитание подрастающего поколения, которое каждый день переживает перемены в ответственный период, не отставая от современности, в соответствии с требованиями времени, возлагает на педагогов большую ответственность. Он требует от учителя постоянного поиска, постоянного совершенствования своих знаний. Ведь будущее нашей страны сегодня в руках молодого поколения.
   В настоящее время образовательная политика развивается в поликультурном контексте. В этих условиях при подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде в первую очередь идет курс на изменение целей и ценностей образования, направленный на формирование у них способности к восприятию различных культур и бережному отношению к ним, толерантности, навыков общения и единения с людьми разных поколений, языков и менталитета с целью ознакомления их с нормами поведения, традициями и многими привычками.
     В 90-е годы были разработаны новые концепции образования, в том числе концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан, в данном документе дано четкое определение понятию «поликультурная личность». Согласно упомянутой концепции, " поликультурная личность-это индивид с высокоразвитым лингвистическим сознанием. Знание родного языка и государственного языка, владение иностранным языком расширяют мировоззрение личности, способствуют ее всестороннему развитию, способствуют широкому видению мира и формированию толерантных ориентиров». 
     Это определение дает нам представление о том, каким должно быть новое поколение.
       Современная педагогическая реальность требует учета, с одной стороны, необходимости учета этнокультурного фактора в образовании, с другой – необходимости создания условий для признания культуры других народов, необходимости воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к разным этносам, национальностям. Поэтому проблема подготовки к жизни в поликультурной среде остается в центре внимания педагогов. 
     Каковы цели, задачи и основные направления реализации поликультурного воспитания в условиях современной общеобразовательной средней школы Казахстана? Содержание поликультурного воспитания отличается высокой степенью полиаспектности и междисциплинарности, что позволяет рассматривать вопросы поликультурного воспитания в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов. Важно, чтобы содержание поликультурного воспитания соответствовало следующим критериям:
   - отражение гуманистических идей в учебном материале;
- характеристика неповторимых самобытных черт в культуре народов мира и Казахстана;
- раскрыть общие элементы традиций, позволяющих жить в мире и согласии в культуре казахстанских народов;
- приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимосвязи стран и народов в современном мире . 
     В процессе поликультурного воспитания осуществляется приобщение ребенка к культуре своей нации, а из нее – к Казахстанской и мировой культуре. Школа создает благоприятные условия для приобщения учащихся к культуре своей нации и родному языку. Введение в учебные планы школы интегрированных курсов культуры, истории, религии, народного искусства поможет понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных сообществ, выявить его общечеловеческий потенциал.  
        Решение задач поликультурного воспитания требует широкого применения активных методов обучения и воспитания. 
      В процессе подготовки подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде необходимо вовлечение во внеурочную деятельность в школе, которые:
- проведение памятных дат и национальных праздников, имеющих историческое значение, проведение юбилеев известных деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;
- организация выставок и олимпиад по национальной культуре, проведение спортивных соревнований по национальным видам спорта;
- проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев;
- организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд.
        Приобщение молодого поколения к своей национальной культуре в учреждениях подготовки к жизни в поликультурной среде будет наиболее продуктивным через организацию комплексной системы образования «детский сад-общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), организацию школы выходного дня (воскресная школа). Включение детей в среду своего народа с раннего возраста, овладение родным языком способствует его осознанию «себя частью поликультурной среды», приобщению к традиционной национальной культуре.
          Важнейшим аспектом социально-педагогической работы по формированию толерантной личности в поликультурной среде является воспитание детей через Народно-педагогические, национально-культурные традиции.
          Традиции разнообразны. Глядя на них, можно говорить о народе или об одной из сторон его быта. Одним из признаков такой традиции, как Консерватизм, иногда является добро, помощь, так как она является условием стабильности народа, стабильности его нравственных устоев, менталитета. В традициях накапливаются и переплетаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, потому что человечество – это единый глобальный этнос, личность; а народ – это историческая личность; индивид – это единый образ человека, человеческая личность.
      В духовной связи отдельных личностей прослеживается след преемственности поколений. Духовные ценности предков хранятся и передаются в рассказах, легендах, заповедных словах, пословицах и поговорках. Предки говорят языком потомков. Например, в закреплении преемственных связей поколений старшие участвуют непосредственно через своих воспитанников, через духовные ценности. В помощь народной педагогике приходит образование на государственном уровне, которое обеспечивает преемственность поколений в процессе обучения и воспитания.
         Задача школы проявляется в усилении влияния положительных сторон Народной национальной культуры, особенно в поведении и развитии этноса, молодого поколения, в формировании его любви к Родине, уважительном отношении к традициям и обычаям своего народа, в отношении к людям других национальностей.
Задачи этнокультурной подготовки следует понимать не только в узком смысле, как приобщение к национальной культуре, как возрождение ее элементов. Его цель-подготовить учащихся к полноценной жизни в условиях поликультурной мировой цивилизации. В данном направлении необходима четкая организация деятельности педагогического коллектива, в состав которого входят: целенаправленный выбор форм и методов этнокультурного развития детей; преемственность в реализации задач этнокультурного воспитания; опора на положительный опыт, закрепленный традициями; учет возрастных и индивидуальных потребностей учащихся; планирование деятельности по этносоциальному и поликультурному воспитанию детей и обеспечение внутренней связи данной работы с другими видами школьной деятельности.
     Таким образом, успешность педагогической деятельности по формированию системы политических качеств, поликультурных, этнических знаний и умений по подготовке подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде во многом зависит от теории и реальных жизненных ситуаций этносоциального и поликультурного воспитания, от логичности и последовательности с опытом обучения.

Страница создана: 04.03.2021 18:28
Страница обновлена: 04.03.2021 18:28

Мы в соц.сетях

Для родителям...

Список организаций
Текст